Фас и профиль
Девятнадцать фотографий
В отличие от портретов и фотографий других великих современников — Тургенева, Гончарова или Толстого, — дошедшие до нас лики Достоевского немногочисленны и большей частью маловыразительны.
За время с 1858 по 1880 годы писателя снимали двенадцать фотографов.
В коллекциях разных музеев и архивов их работа представлена девятнадцатью снимками.
И лишь несколько из них можно в полном смысле слова назвать фотопортретами.

Каким же предстаёт Достоевский на этой самой ранней его фотографии?
Можно утверждать вполне определённо: попадись нам этот снимок в ворохе других анонимных фотографий, мы никогда не выделили бы его из ряда ему подобных и никому
в голову бы не пришло, что на нём запечатлен гениальный художник и мыслитель.
Может быть, только после подсказки, что это Достоевский, вглядываясь в непохожее
на хрестоматийные портреты лицо, мы в конце концов всё же отметили бы знакомый высокий лоб с большой залысиной, столь, однако, не гармонирующий с иными чертами
и всей фигурой изображенного на фотографии человека.

Портрет снят в фотоателье: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон и заученная поза...

Ф.М. Достоевский. 1858 или 1859 г.
Фотография С. Лейбина

Одно из довольно ранних изображений Достоевского, писателю здесь 37–38 лет.
Портрет снят в фотоателье: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон и заученная поза. Фото сделано в 1858 или 1859 году в Семипалатинске (современный город Семей в Казахстане), где Фёдор Михайлович жил некоторое время после каторги и ссылки, пока ему не разрешили вернуться в Петербург.
Фотография эта в галерее фотопортретов Достоевского по-своему уникальна.
На ней писатель изображен вместе с великим казахским просветителем, путешественником и этнографом Чоканом Валихановым, с которым его связывала дружба.

Ф.М. Достоевский и Ч.Ч. Валиханов. 1858 или 1859 г.
Фотография С. Лейбина


Первый из трех снимков М. Б. Тулинова — единственный, на котором Достоевский запечатлен стоя в полный рост. Костюм на Достоевском «с иголочки»: модные панталоны
в крупную клетку, просторный темный сюртук, светлый жилет.
Но выглядит он вовсе не франтом: руки безвольно свисают вдоль туловища, вся фигура выглядит так, как будто это не он сам пришел, а его привели и поставили перед фотокамерой. В чертах лица все то же затаенное внутреннее напряжение.

Ф.М. Достоевский. 1861 год
Фотография М.Б. Тулинова
Фас и профиль
Три портрета
При жизни Достоевского были сделаны портреты писателя художниками-современниками: К. А. Трутовским,
В. Г. Перовым, Л. Е. Дмитриевым-Кавказским.
Наряду с фотографическими изображениями они дают представление о внешнем облике писателя, но в то же время в большей степени приоткрывают его сложный
и напряженный внутренний мир.
Эти прижизненные изображения наряду с мемуарной литературой всегда служили основой для создания портретов писателя художниками и скульпторами многих поколений вплоть до сегодняшнего дня.


Рисунок К. А. Трутовского
Первое прижизненное изображение молодого Ф.М. Достоевского эпохи его громкого литературного дебюта – графический портрет, созданный его товарищем
по Петербургскому Инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, который в то время уже обучался в Императорской Академии Художеств.
Трутовский не стремился в портрете передать всю глубину внутреннего мира писателя – он, прежде всего, воссоздавал внешний облик Достоевского.
Многое в этой работе идет от духа времени, существовавших в то время штампов
и академической выучки. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого всё впереди.

Ф.М. Достоевский. 1847 год
Художник К. А. Трутовский


Шедевр Перова
Самый известный портрет писателя создал живописец Василий Перов по прямому поручению Павла Третьякова. Знаменитый коллекционер неслучайно выбрал Перова: художник увлекался творчеством Достоевского, особенно ценил его роман «Преступление и наказание» и разделял жизненные принципы автора. Писатель был близок художнику не только схожестью идей, которые они исповедовали в своем искусстве,
но и общностью религиозных убеждений – богоискания не на путях просвещенного разума, а в собственном сердце.
Вспоминает жена Достоевского Анна Григорьевна: "Сеансы были немногочисленны и непродолжительны. Прежде чем приступить к работе, Перов неделю беседовал с писателем и спорил с ним, чтобы запомнить выражение его лица в момент погружения в глубокие рассуждения".
Ф.М. Достоевскому в год написания портрета шел 51-й год, в это время он работал над одним из самых противоречивых своих произведений – романом-памфлетом «Бесы». Композиция построена таким образом, чтобы в центре внимания оказывалось ярко освещённое лицо Достоевского, который не смотрит на зрителя. взгляд его уходит в сторону. Тёмный фон и минималистичные детали создают образ отстранённого от внешнего мира человека...

Ф.М. Достоевский. 1872 год
Художник В. Г. Перов


Карандаш Дмитриева-Кавказского
В конце 1880 года Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет
Ф.М. Достоевского (перо, карандаш). Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета.
В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек
с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли,
с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.

Ф.М. Достоевский. 1880 год
Офорт Л.Е. Дмитриева-Кавказского
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website