Среди других писателей-классиков Ф.М. Достоевский получил наиболее универсальное художественное образование
Искусство было для Достоевского и источником творчества, и средством познания новых культурных моделей, и стимулом, и естественным смысловым полем для диалога с мастерами культуры всех времен и народов. Художественный вкус писателя был богат, универсален и содержал четкую иерархию православных ценностных ориентиров: Добро, Истина, Красота.
Живопись занимает особое место в творчестве Федора Достоевского. Картины не только расширяют религиозный и философский контекст его произведений, но и служат для создания глубоких психологических образов. В журнале Достоевского «Дневник писателя» можно найти его рецензии на картины И. Репина и А. Куинджи, а на полях рукописей — зарисовки литературных героев, известных людей и архитектурных композиций. За время четырехлетнего пребывания за границей Достоевский и его жена стали постоянными посетителями многих европейских галерей. На Фёдора Михайловича большое впечатление произвела картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Анна Григорьевна вспоминала: «Мой муж мог стоять перед этой поразительной картиной часами, умилённый и растроганный». В кабинете писателя над диваном висела фотокопия этой картины.
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
1512
Из скульптурных произведений ему нравился бюст Гомера, автора бессмертной «Илиады», и античная статуя, изображающая древнегреческого и древнеримского бога солнечного света Аполлона Бельведерского. Художественные пристрастия писателя наиболее ярко отразились в романах «Идиот», «Подросток» и «Братья Карамазовы», в которых упоминаются три картины, принадлежащие к совершенно разным эпохам, стилям и направлениям. Большую роль в идейной структуре романа «Идиот» играет картина «Мертвый Христос в гробу» живописца Ганса Гольбейна-младшего, выдающегося представителя немецкого Ренессанса. Достоевский впервые увидел ее на выставке в Базельском художественном музее в Швейцарии. Анна Григорьевна вспоминала: "Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный…" В будущем Достоевский описал своё впечатление от картины в романе «Идиот» словами Мышкина в следующем диалоге: — Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу. — А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин. — На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
Аполлон Бельведерский
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.) работы Леохара
Главный герой романа «Подросток» Андрей Версилов видит сон, в котором фигурирует одна из самых любимых картин Достоевского — «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» или «Ацис и Галатея» работы Клода Лоррена — известного французского живописца эпохи барокко, который известен своими идиллическими пейзажами и иллюстрациями сюжетов из мировой истории и мифологии. В «Подростке» картина Лоррена рассматривается как олицетворение высшей гармонии и воплощение мечты о рае на земле.
По свидетельству А.Г. Достоевской, во время пребывания в Дрездене Достоевский постоянно посещал художественную галерею и "непременно шел в каждое свое посещение, минуя другие сокровища, к пейзажам К. Лоррена. Эти ладшафты мой муж называл "золотым веком".
Клод Лоррен. Прибытие Клеопатры в Тарс
Клод Лоррен. Пейзаж со свадьбой Исаака и Ревекки
Клод Лоррен. Береговой пейзаж с похищением Европы
В романе «Братья Карамазовы» картина «Созерцатель» Ивана Крамского помогла писателю раскрыть характер героев, он соотносил картину с образом Смердякова: "У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. <...> Созерцателей в народе довольно".
По легенде, название картине дал Павел Третьяков, который был заказчиком многих работ Крамского. Художник сам был недоволен картиной, и она долго пролежала в его мастерской, прежде чем была представлена на шестой выставке передвижников в 1878 году.
Достоевского часто называют пророком, изобразившим в романе «Бесы» все ужасы революционного будущего России. Образ убийцы и созерцателя Смердякова в «Братьях Карамазовых» также можно рассматривать как очередное предостережение писателя. Этот герой романа будто олицетворяет собой непредсказуемость народного гнева, который долго зреет в темной и невежественной людской среде, а потом с неистовой силой прорывается наружу, разрушая все на своем пути.
Уникальные автографы с рисунками Достоевского из личного архива писателя. Выставка рукописей в Российской государственной библиотеке